Клуб UNESCO «САЮД»

Деятельность клуба ЮНЕСКО «САЮД» в ГУО «Гродненская городская гимназия» в рамках методики «Равный обучает равного»

Наша гимназия с 1987 года является школой, ассоциированной при ЮНЕСКО. Сам проект ассоциированных школ начал действовать с 1953 г. Проект направлен на мобилизацию школ по всему миру для создания и реализации проектов по укреплению роли образования в духе мира и терпимости.

Приоритетными программами ЮНЕСКО являются следующие: экологическое образование – проведение экологических акций, школа лидера, школа молодого журналиста, образовательная программа по профилактике ВИЧ\СПИД, программа по правам ребёнка, «адраджэнне», пропагандирование национальной культуры и традиций белорусского народа, истории Беларуси.

Клуб «САЮД» работает на основе программ ЮНЕСКО: «Здоровый образ жизни»,«Профилактика ВИЧ\СПИД», «Школа лидера», «Школа молодого журналиста», с действующим пресс-центром газеты «teenИНФО», «Права ребёнка» и «Правачеловека», «Патриотическое воспитание».

Клуб «САЮД» выпускает информационные бюллетени и газеты по проекту, информирует о проекте молодёжные организации гимназии, проводит дебат-турниры по здоровому образу жизни, создаёт презентации по проекту.

Клуб организует традиционные гимназические акции «Меняю сигарету на чупа-чупс»,«Нанеси удар по сигарете». Традиционная благотворителньая акция «Сердцемк сердцу» со сбором средств для детей-сирот родилась в клубе и стала акцией всего регионального отделения клубов ЮНЕСКО. Клуб также организовывает конференции«свободного микрофона» по проблемам молодёжи.

На базе гимназии проводились Осенние и Весенние Фестивали клубов ЮНЕСКО. Фестивали рассчитаны на 2-3 дня с приглашением клубов Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья. В рамках программ фестивалей: организация визиток клубов, тренинговая работа и ролевые игры.

Одной из методик, которая востребована ребятами клуба, является проведении тренингов по принципу «Равный обучает равного».

На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации является разработка профилактических программ нового поколения и внедрение новых, нетрадиционных подходов в профилактике, один из которых – привлечение к профилактической работе молодёжи.

Клубом разработаны тренинги для 8-11 классов по темам: «Табакокурение», «Мыпротив алкоголизма», «Лидерство», «ВИЧ/СПИД инфекция», «Межличностныеотношения».

Мировой опыт показывает, что весьма эффективным способом передачи информации являются программы, основанные на принципе «равный обучает равного». Чем же они хороши?

Программы «Равный обучает равного» предполагают, что в группе молодых людей находят потенциальных лидеров. Отобранные юноши и девушки получают информацию и навыки, необходимые им для собственного развития – сохранение здоровья, позитивного участия в социальной жизни, рождение здоровых и любимых детей. Кроме того, проводится мотивация и обучение данных молодых людей передавать полученные ими знания другим девушкам и юношам.

Концепция «Равный обучает равного» не является чем-то            совершенно новым. Она лишь систематизировала естественные механизмы познания, используемые любым человеком в любой стране в любое время.

Испокон веков мальчик или девочка, юноша или девушка имели три источника знании о мире и навыков взаимодействия с ним: собственное тело (чувство и ощущения): семья (традиции от старшего к младшему); группа равных, состоящая из людей, примерно того же возраста, социального положения и образования. Из группы равных он получает все новое, что связано с развитием своего поколения.

Кроме канала группа равных, концепция «Равный обучает равного» использует еще и два физиологически обусловленных качества человека: стремление к лидерству в своей группе и стремление быть «хорошим».

Мы выделяем несколько причин, по которым профилактическая работа является неэффективной:

— молодежь низко оценивают эффективность профилактических мероприятий и критически относятся к деятельности, проводимой различными государственными и общественными организациями;

— профилактическая деятельность практически сводится к санитарному просвещению;

— профилактическая работа ведется разными структурами, слабо координирующими свою деятельность, для многих из них профилактика не является первоочередной задачей;

— существуют серьезные проблемы кадрового обеспечения профилактической работы, не хватает материальных и финансовых ресурсов;

— подорван кредит доверия к взрослым со стороны молодежи

Молодому человеку легче разобраться в предлагаемых вариантах поведенческих стереотипов, когда есть возможность высказать свои мысли и взгляды и получить ответы на неясные вопросы. Принадлежность ребят, проводивших занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность все это увеличивает положительный эффект такой работы.

В такой атмосфере более явно проявляется ответственность каждого за свои действия, развивается чувство взаимопомощи. Члены группы способны сами решить, в какой информации нуждаются они и их ровесники, разработать план предстоящей работы. Перенимая друг у друга опыт, знания, умения, молодые люди могут довольно быстро и эффективно приступить к распространению своих знаний среди сверстников.

Тренинговая работа гимназического самоуправления ведётся на протяжении 3-х лет. Её эффективность зависит в первую очередь от правильного выбора членов команды тренеров, который проходит в три этапа:

1. Рекрутирование тренеров на основании анкетирования и собеседования.

2. Обучение группы тренеров опытными тренерами.

3. Координирование деятельности команды.

На основании проведённого среди учащихся гимназии анкетирования и собеседования тщательно подбираются волонтёрские пары. Волонтёры получают информацию на обучающих семинарах и передают её посредствам методики «равный обучает равного» сверстникам, в первую очередь учащимся гимназии на классных часах в виде тренингов и информационных встреч, а также посредством проведения акций, социологических опросов, викторин, фестивалей, распространение информационных буклетов, выпуска бюллетеней.

Зачётным видом деятельности для новоиспечённых волонтёров является проведение интерактивного классного часа в присутствии специалиста. Ребята также составляют отчёт и делают самоанализ организованной ими профилактической работы.

Подобного рода деятельность позволяет молодёжи не только принести пользу окружающим, но и почувствовать свою значимость, а также приобрести твёрдую уверенность в необходимости заботиться о собственном здоровье и здоровье близких.