Почему инженерное мышление надо формировать со школьной скамьи


Профильные инженерные классы появятся в учреждениях общего среднего образования Беларуси — подготовку кадров начнут со школьной скамьи и проведут через технические вузы к высокотехнологичным инновационным предприятиям.

Подготовка современного инженера имеет стратегическое значение. Согласитесь, через десятки лет те, кто сейчас сидит за партами, будут определять работу предприятий и развитие технологий. 

Поступая в технические вузы, дети иногда даже теоретически плохо представляют, чем будут заниматься в будущем. Инженерные классы позволили бы формировать траекторию «заинтересованный ученик — отличный студент — квалифицированный работник», 

— Все, что нас окружает, когда-то было создано инженерной мыслью, об этом мы говорим и школьникам. Процесс обучения разбит на блоки. Изучаем инженерные отрасли: архитектурную, генную, горную, компьютерную... Как закрепить теорию? Рассматриваем машиностроение — отправляемся на экскурсию на МАЗ, Минский тракторный завод. Профориентационный блок — один из основных, поскольку дети знакомятся с конкретными профессиями: строителя, технолога, конструктора, архитектора, программиста, дизайнера, энергетика, логиста, системотехника. Следом — практико-ориентированный модуль: занятия по 3D-моделированию, программированию, робототехнике. От занятия к занятию ребенок оценивает, подходит ли ему эта специальность. В университет абитуриент приходит уже с четким пониманием, какую специальность, почему и для чего он хочет освоить. Однако самое главное здесь то, что на рабочих местах будет все меньше случайных людей и все больше тех, кто знает свое дело.На факультативных занятиях ученики знакомятся с конкретными инженерными профессиями.

Татьяна Канашевич, начальник Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ:

— Инженерные профессии относятся к категории наиболее востребованных и значимых во всем мире. Их представители задействованы в жизненно важных сферах, в том числе в политике, этике, экономике, праве. При этом следует отметить, что качественная подготовка как универсальных, так и уникальных специалистов во многом зависит от заинтересованности абитуриентов в получении образования. В связи с чем важно грамотно организовать и целенаправленно реализовать работу в плане знакомства школьников с различными направлениями профессиональной деятельности, привлечения их к выполнению тематических проектов, которые помогут осознать преимущества и перспективность выбора инженерной профессии. Для достижения данной цели коллективом авторов, среди которых работники БНТУ и СШ № 52 Минска, разработана учебная программа факультативных занятий «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию», предполагающая тесное сотрудничество со школой преподавателей университета, проведение занятий на базе университетских лабораторий. А в перспективе можно говорить об открытии профильных инженерных классов.

ВАЖНО

Министерство образования закупило комплекты робототехнического оборудования, которые направлены в 150 учреждений общего среднего образования. В каждом районе страны школьники смогут заниматься на самых современных аппаратах. Уже подготовлены методические рекомендации по использованию комплектов робототехнического оборудования РОББО, разработаны факультативные занятия.

azanovich@sb.by