Задания по русскому языку
- Заполните пропуски в информации из раздела «Звуковая сторона слова» учебного пособия по русскому языку для 10 класса.
Гласные – это звуки, в образовании которых принимает участие только _________________. В русском языке в положении под ударением различают шесть гласных звуков: [ ], [ ], [ ], [ ], [ ], [ ].
В 1-м предударном слоге после твердых согласных и в абсолютном начале слова на месте букв о, а звучит гласный [ ], который произносится при менее широком растворе рта, чем звук [ ] ударного слога.
В отдельных случаях на месте буквы а произносится звук [ ] – средний между [ ] и [ ]. Так, в словах лошадей, жалеть следует произносить [ ].
После мягких согласных на месте букв я, е рекомендуется произносить гласный звук [ ] – средний между [ ] и [ ].
- Восстановите пропуски в фразеологизмах. Укажите лексическое значение каждого фразеологизма и объясните, чем они объединены.
Фразеологизм |
Значение |
1. _____________ огненная
|
|
2. Соль _____________
|
|
3.Внести свою ___________
|
|
4. Зарыть ____________ в землю |
|
5. Имя им ______________
|
|
ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- Перед вами строки поэтического обращения к музе. Назовите произведение, его жанр и автора. Кто такие музы? Напишите имя «эпической музы».
Благослови мой долгий труд О ты, эпическая муза!
___________________________________________________________________________________________________________________________________
- В литературных произведениях часто описываются сны, раскрывающие внутренний мир героев. По предложенным цитатам узнайте, кто видит эти сны. Назовите произведения и авторов.
Цитата |
Название произведения, автор |
Имя героя (героини) |
1. «Этой ночью с вечера одевали меня… чёрным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, осыпали меня крупным жемчугом из пустых колчанов...» |
|
|
2. «И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла… Да то ты, матушка, то батюшка… Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку…» |
|
|
3. «Ей снится, будто бы она // Идет по снеговой поляне, // Печальной мглой окружена; // В сугробах снежных перед нею // Шумит, клубит волной своею // Кипучий, темный и седой // Поток, не скованный зимой…» |
|
|
4. «Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка». |
|
|
5. «А какие сны мне снились, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся». |
|
|
- Назовите авторов поэтических строк и укажите период, к которому относится их творчество.
- «Мне снится старый друг, // который стал врагом //, но снится не врагом, а тем же самым другом…» ____________________________________________
- «Стихи не пишутся – случаются, // как чувства или же закат. // Душа – слепая соучастница. // Не написал – случилось так». _____________________
- «Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю // Я коней своих нагайкаю стегаю, погоняю…» ______________________________________
- «Мне верить хочется, что чистый этот пламень, // Который в глубине её горит, // Всю боль свою один переболит // И перетопит самый тяжкий камень!»
_____________________________________________________________________
- «В минуты потрясений // Я вспоминал, как тихо за холмом // Она горит над золотом осенним, // Она горит над зимним серебром…» __________________
__________________________________________________________________
- Восстановите пропуски в статье о стихосложении.
В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности: ______________, _____________, _____________, ______________, _____________. Перечисленные размеры делятся на ___________________ и __________________.
Размеры различаются устройством ____________, повторяющихся групп ударных и безударных слогов в строке.