материалы русский

                                              Задания по русскому языку

 

  1. Заполните пропуски в информации из раздела «Звуковая сторона слова» учебного пособия по русскому языку для 10 класса.

 

Гласные – это звуки, в образовании которых принимает участие только _________________. В русском языке в положении под ударением различают шесть гласных звуков: [      ], [      ], [      ], [      ], [      ], [      ].

В 1-м предударном слоге после твердых согласных и в абсолютном начале слова на месте букв о, а звучит гласный [      ], который произносится при менее широком растворе рта, чем звук [      ] ударного слога.

В отдельных случаях на месте буквы а произносится звук [     ] – средний между [      ] и [      ]. Так, в словах лошадей, жалеть следует произносить       [      ].

После мягких согласных на месте букв я, е рекомендуется произносить гласный звук [      ] –  средний между [      ] и [      ].

 

 

  1. Восстановите пропуски в фразеологизмах. Укажите лексическое значение каждого фразеологизма и объясните, чем они объединены.

Фразеологизм

Значение

1. _____________ огненная

 

 

2. Соль _____________ 

 

 

3.Внести свою ___________

 

 

4. Зарыть ____________ в землю

 

5. Имя им ______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  1. Перед вами строки поэтического обращения к музе. Назовите произведение, его жанр и автора. Кто такие музы? Напишите имя «эпической музы».

Благослови мой долгий труд О ты, эпическая муза!

___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В литературных произведениях часто описываются сны, раскрывающие внутренний мир героев. По предложенным цитатам узнайте, кто видит эти сны. Назовите произведения и авторов.

Цитата

Название произведения, автор

Имя героя (героини)

1. «Этой ночью с вечера одевали меня… чёрным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, осыпали меня крупным жемчугом из пустых колчанов...»

 

 

2. «И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла… Да то ты, матушка, то батюшка… Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку…»

 

 

3. «Ей снится, будто бы она // Идет по снеговой поляне, // Печальной мглой окружена; // В сугробах снежных перед нею // Шумит, клубит волной своею // Кипучий, темный и седой // Поток, не скованный зимой…»

 

 

4. «Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка». 

 

 

5. «А какие сны мне снились, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».

 

 

 

  1. Назовите авторов поэтических строк и укажите период, к которому относится их творчество.
  2. «Мне снится старый друг, // который стал врагом //, но снится не врагом, а тем же самым другом…» ____________________________________________
  3. «Стихи не пишутся – случаются, // как чувства или же закат. // Душа – слепая соучастница. // Не написал – случилось так». _____________________
  4. «Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому краю // Я коней своих нагайкаю стегаю, погоняю…» ______________________________________
  5. «Мне верить хочется, что чистый этот пламень, // Который в глубине её горит, // Всю боль свою один переболит // И перетопит самый тяжкий камень!»

_____________________________________________________________________

  1. «В минуты потрясений // Я вспоминал, как тихо за холмом // Она горит над золотом осенним, // Она горит над зимним серебром…» __________________

__________________________________________________________________

 

  1. Восстановите пропуски в статье о стихосложении.

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности: ______________, _____________, _____________, ______________, _____________. Перечисленные размеры делятся на ___________________ и  __________________.

Размеры различаются устройством ____________, повторяющихся групп ударных и безударных слогов в строке.

 

поделиться в: